Целиком и полностью поддерживаем ваше негодование по поводу происходящего в Чечне. В этой связи хотелось бы услышать от вас конструктивные, развёрнутые предложения по поводу возможных действий российской власти. Для начала обсуждения вам предлагается внятно и однозначно ответить на конкретные, актуальные сегодня вопросы.
В сегодняшних условиях в Чечне существует внятная сила, не только претендующая на власть, но её реально имеющая – Кадыров, его приспешники кадыровцы и, более широко, чеченские жители, лояльные Кадырову. Более того, кадыровский парламент был выбран в условиях настолько демократичных, насколько это можно себе представить в разорённой войной стране, непривычной к каким либо выборам, так что Москва обязана признавать Кадырова как реального преемника президента Масхадова.
В современных условиях возможно вывести российские войска из Чечни и передать всю полноту власти Кадырову и его головорезам. Очевидно, что Кадыров сможет «навести порядок», перебив изрядное количество своих противников, а также сторонников демократии. Также понятно, что противников у Кадырова хватает, и они перед гибелью успеют проредить ряды кадыровцев. В настоящее время российские войска не могут остановить процесс, но изрядно ограничивают накал меж-чеченской борьбы. Вывод войск приведёт к резкой эскалации меж-родовой борьбы и борьбы против диктатуры Кадырова, в которой с той или иной стороны будут затронуты все чеченские мужчины. Какой процент потерь чеченского народа (мужчин) вы считаете приемлемым после вывода войск:
Чеченские официальные власти уже несколько лет находятся в состоянии переговоров с Кремлём по поводу разграничения полномочий, т.е. о праве чеченцев контролировать свой собственный бюджет. В результате более чем десятилетней войны, Чечня оказалась практически полностью разрушенной, нормальная хозяйственная деятельность невозможна, и возвращение к мирному труду выглядит столь же малореально, как в Афганистане.
В то же время, Чечня имеет возможность быть экономически самодостаточной и не зависеть от Кремля, если только контроль над чеченской нефтью будет передан чеченскому народу, который имеет на неё не меньшее право, чем русские на сибирскую нефть, о чём чеченские власти корректно просят Кремль уже три года.
Кремль играет в кошки-мышки, не отказывается от подписания договора о разграничении власти, но и не подписывает его. Основное объяснение со стороны кремлёвских «кураторов» заключается в том, что после того, как Кадыров и кадыровцы получат всю полноту власти в свои руки, они не только не направят её на восстановление школ/дорог/ферм/заводов по всей Чечне, а, более того, направят только на усиление личной власти властных структур и борьбу с неугодными, враждебными кланами. В условиях, когда все деньги есть только у начальства, а народ голоден, Кадыров может построить личную диктатуру, взяв самое «лучшее» у Отца Всех Народов, Туркмен-баши и саудовского эмира. Сегодня, часто более чем с 50% усушкой и утруской, выделенные на восстановление средства всё-таки доходят во все чеченские сёла, даже если они не кадыровские.
Варианты:
Одной из серьёзнейших претензий к Дудаеву и причиной начала войны был отказ от выдачи Чечнёй федеральных преступников.
Обязана ли Чечня выдавать России федеральных преступников, т.е. преступников которые совершили уголовное преступление на территории Российской Федерации и ордер на арест которых подписан Генеральным прокурором России?
Независимость Чечни однозначно подразумевает введение других законов за уголовные преступления, неважно соотносящихся с Уголовным кодексом РФ и европейскими стандартами. Скорее всего, чеченские власти будут использовать принципы шариатского суда. Если, как результат приговора шариатского суда, человек оказывается приговорённым к тяжкому увечью – отрубанию руки/ноги/языка/одного глаза/двух глаз или к смерти, имеет ли он право апеллировать решение шариатского суда к московским надзорным органам и лично президенту РФ?
Герой России Кадыров не является решением «чеченского вопроса», но является решением чеченского вопроса для России. Нововзращённый «академик» согласен взять на себя обязанности по «замирению Чечни» в обмен на диктаторские права, жесткий контроль над всеми силовыми структурами и финансовыми потоками Чечни. Нельзя запретить народу, в особенности горскому, бороться против деспота, тем более, что этот деспот опирается на власть давнего национального врага. Однако, для вооруженной борьбы нужны деньги. Как противники Кадырова могут финансировать деятельность по его свержению:
Все согласны, что мирное решение всегда лучше, чем вооруженная многолетняя внутренняя борьба внутри народа. В то же самое время, не всякая борьба внутри народа может быть затушена просто временем – родовая месть у горских народов является если не основой национального устройства, то важнейшей его компонентой. Если анти-кадыровские силы объединятся, они могут быть достаточно успешны, чтобы взять под контроль половину Чечни. Также вполне возможно, что лидером анти-кадыровских сил будет способный командир/политик, у которого найдутся покровители в Кремле:
Русские появились в Чечне только в 19 веке и всегда были инородны этой земле. Мы всегда согласны, что русские должны покинуть Чечню, а те, которые хотят остаться, обязаны ассимилировать и стать чеченскими гражданами, т.е. чеченцами. В то же самое время, русские, оказавшиеся в Чечне и теперь всё потерявшие, не виноваты в этом, поскольку вся вина лежит на имперской администрации:
Одним из наиболее позорных эпизодов чеченской войны являлись репрессии против чеченских беженцев со стороны центральных и местных властей. Беженцев всеми силами загоняли обратно, игнорируя все аргументы гуманитарного, военного и экономического свойства. Российская власть также отказывается признать на официальном уровне наличие реальной угрозы жизни своих граждан по причине родовой мести. Сейчас, когда у власти обосновались кадыровцы, угроза жизни многим мирным, лояльным власти людям велика как никогда. Одновременно с неминуемым выводов войск, Кремль должен обеспечить приемлемые условия для новых беженцев из Чечни, теперь уже не русских, а чеченских семей.
Некоторые требования к власти по этому поводу понятны:
Сложнее с условиями предоставления беженской помощи. Понятно, что если семья отказывается от всех материальных благ и привилегий, то она должна пользоваться всеми правами и обязанностями российских граждан в России, включая право добровольно вернуться в Чечню. В то же самое время, семья, получающая помощь для беженцев, не должна иметь права возврата на родину; в противном случае, велик соблазн получить беженские блага от российской власти, а затем вернуться обратно в Чечню, на фактически не контролируемую Россией территорию, для того, чтобы продолжить вооруженную борьбу с русскими на русские же деньги. В случае, если семья желает вернуться, она должна сначала выплатить обратно все ссуды и займы, возможно, с процентами, отдать властям обратно отремонтированное жильё и т.д. Для скептиков замечу, что это не финансовый феодализм, а стандартная практика в таких странах, как Израиль и США, по отношению к переселенцам и беженцам. Также поэтому следует давать беженскую помощь не индивидуальным людям, а только семьям достаточного размера, которые не исчезнут за одну ночь после получения многотысячного кредита в банке.
Особые сложности возникают на следующем этапе, когда ассимилировавший молодой человек желает выйти из родительской семьи и переехать в другой город. Если семья его поддерживает, она просто выплачивает его долг государству. Если он сам может выплатить свой долг – даже лучше. Однако, если он не может или не хочет платить долги, а просто тихо уедет, семья должна отвечать за его действия, причём всерьёз:
В своём простейшем, примитивнейшем определении, демократия сводится только к двум факторам:
Формально Чечней управляет парламент, выбранный всеобщим, равным, прямым голосованием среди всех граждан Чечни. На самом деле, эти выборы не удовлетворяют первому базовому принципу, ибо сторонники независимости Чечни не могли даже выставить своего кандидата, т.е. их голоса оказались проигнорированны, о чём справедливо заявили «власти республики Ичкерия». В свою очередь, «власти республики Ичкерия» тоже никто не выбирал, и вряд ли они привержены принципам демократии больше, чем кадыровцы.
В то же самое время, чеченцы, как и любой другой народ, вполне могут самоуправляться без всяких там парламентов и депутатов.
Внутри каждого рода/села/большой семьи своим ходом возникает старейшина (или Мудрейший), который решает по совести и своему разумению все крупные проблемы, которые члены его общины не могут решить самостоятельно. Власть старейшины, с одной стороны, абсолютна; в его введении находятся вопросы как исполнительной, так и судебной власти, включая законодательную. С другой стороны, Старейшина редко действует сам, а опирается на поддержку влиятельных сил внутри общины.
В случае, если какой-либо вопрос одному Старейшине не под силу, он советуется с другими, так возникает Совет Старейшин. Важнейший фактор, о котором многие забывают, это то, что один Старейшина не может ничего приказать другому, он может только посоветовать. Поэтому решения Совета Старейшин никогда не могут быть законодательно оформлены или даже проголосованы – это только рекомендации. Каждый Старейшина должен управлять своей общиной по своей совести.
Таким образом, традиционная для Чечни система самоуправления совсем не демократична:
Следовательно, ни современный парламент, ни традиционный Совет Старейшин не похожи даже отдаленно на демократию.
Вопрос: