Тёма: Давай писать

Марик!

Я прочёл твой текст, где ты пишешь о Проекте, Предназначении, Потенциале, П(п)лесени, посредственных Писателях, и т.д. Не кажется ли тебе, что больно много П оказывается рядом? Это всё напоминает мне популярную приключенческую повесть про полпреда Петрова. Уникальное в своём роде произведение - можно сказать, Проект. Ну да ладно, достаточно язвить.

В общем и целом, твой текст одновременно радует и огорчает. Радует потому, что после продолжительной и тяжелой болезни под названием "ротожопство", в основном вызванной неудачным браком (кстати, а ты развёлся?), ты задумался о Большем - начинаешь раскладывать по кучкам Большие и маленькие буквы. Огорчителен уровень с которого ты пытаешь перестартовать. Для академического психолога, психоаналитика, профессионального психо-консультанта и Писателя (п-п-п-П!), твои рассуждения довольно бледноваты.

Для начала, ты обзываешь "плесенью" то, что обычно люди называют "тягой к жизни" - видимая, материальная часть либидо. Стремление к безоглядному творчеству, революционному в своей новизне Проекту, яркой, факелообразной жизни это одно из возможных проявлений мортидо или по-простому, тяги к смерти. Две основные силы почти уравновешивают друг друга в живой природе, так что живое население земного шарика, в общем и целом, сохраняет свою численность. Можно рассматривать также либидо и мортидо не только отдельных индивидуумов, но также и стаи, сообщества, вида. Лососины, которые прутся с бешеной силой против течения с единственной целью отнереститься и помереть, воплощают тягу к мортидо на индивидуальном уровне и тягу к либидо на видовом. С человеком дело обстоит несколько иначе, поскольку либидо человечества значительно превосходит мортидо.

Ты говоришь: "Плесень на одной чашке принципиально ничем не отличается от плесени на другой". Однако это было уже сказано раньше: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Есть огромное число способов умереть, но только один способ жить. "Fifty ways to leave your lover" (Simon). Впрочем довольно банальностей из учебников для третьекурсников.

Всё настоящее творчество включает в себя значительный элемент одухотворенности, просветленности, творческой самоотдачи. Ключевое слово здесь - "самоотдача". Если человек не пытается отдать свой Проект человечеству из внутренних побуждений, а пытается получить дивиденды в форме денег, положения, или просто признания, он уменьшает свою самоотдачу в точности на размер гонорара. Это бухгалтерия в точности такая же, как то, что ежегодные дивиденды компании в размере 5% её капитала мгновенно уменьшают размер акций компании на те же 5%. Чудес не бывает - если ты отдал 5%, у тебя стало на 5% меньше, тавтология, недоступная только Человеку Дождя.

Бухгалтерские проценты представляются мне здесь как нельзя более уместными. Возьмем крайний пример - "и один популярный артист на Таганке". С точки зрения любого обывателя, у него было всё, о чём можно только мечтать: жена - французская кинозвезда, машина - спортивный Мерседес, большая квартира в лучшем районе Москвы, интереснейшая работа в лучшем драматическом театре страны, а может и мира, и прочая, и прочая. В то же самое время мы хорошо понимаем, что он был человеком высочайшего творческого потенциала с неуемным стремлением отдавать:

"- Какое человеческое качество Вам больше всего не нравится?

Он сгорел так же как сгорели многие русские Поэты. Конкретные обстоятельства их смерти не имеют особого значения - если человеку назначено умереть, он как-нибудь да найдёт способ.

Если нам не нравится человек, сгорающий в творческом огне, мы вполне можем обозвать его человеком, прожигающим жизнь. Возьмём очередное П - Пушкина. Он осуществил в своей жизни два основных Проекта - написал красный десятитомник (без комментариев) и перетрахал сотню девиц (говорят). История однозначно говорит о том, что десятитомник - очень важен и безусловно положительный эффект, а девицы совсем не важны и эффект, пожалуй, несколько отрицательный. Я полагаю, что большинство девиц с этим не согласится - для большинства из них одна ночь, проведенная с Александром Сергеичем, была главнейшим событием жизни. Что важнее - абстрактные читатели или живые люди? "Кто более матери-истории ценен?.."

Перейдем от крайностей к людям, у которых жизнь сложилась "удачно". Практически всегда это один сценарий: ужасть какой талантливый Художник малевал свои картины на холодном парижском чердаке, никто не хотел его картины покупать, приходилось голодать, но работать, пока не появился Друг, который помог, после чего условия для работы стали замечательными, от почитателей нет отбоя и можно выбрать себе самую симпатичную почитательницу, которая и обеспечит всё дальнейшее. Картины покупаются, выставляются и ценятся критиками, однако реального творческого огня в них немного. Фактически, реальный человек, художник, превращается в глазах окружающих в ходячий памятник самому себе - Художнику.

Чем больше было создано во время первой части жизни, тем больше получишь во второй - "что заработал, то и потратил". Впрочем, в современном мире возможно ещё и брать в кредит. Если бизнесмен вложил в дело 10 своих миллионов, то скорей всего он рассчитывает получить 20 прибыли. В любом случае, он называется миллионером. Если дело пойдёт неудачно, он может не получить 20, а потерять 15. Однако, отнюдь не повод для него выходить в окно. Подсуетившись, он вполне может занять другие 10, начать новое дело и вскорости вернуться в преуспевающее состояние. Всё дело в том что, что он - миллионер, и уже неважно, то ли он владеет миллионами, то ли он должен миллионы. Старинная поговорка "то ли он украл, то ли у него украли, всё равно он замешан в краже" приобретает внятное значение. Я бы в удовольствием променял свои несколько тысяч сбережений на столько же миллионов долга - да вот что то не получается.

Конечно, хотелось бы избежать крайностей, творчески гореть 40 часов в неделю, а остальное время получать удовольствие, воспитывать детей и убирать квартиру: "землю попашет - попишет стихи". Я даже не буду утверждать, что это невозможно. Однако способный репортер, тискающий ежедневные заметки в областной газете никогда не станет великим писателем. Он не закопал свой талант в землю, но продал его в розницу. Отсюда и только отсюда возникает желание Большого Проекта.

Большой проект не обязательно означает "великий". Согласись, что ты начал обдумывать тираж своей Книги перед тем, как придумал сюжет. Чем больше человек работает над проектом, тем больше копий итогового документа хочется напечатать. Лучшие отцовские книги существуют в пяти экземплярах. Сегодняшняя книга выходит в 3000. Я бы не возражал стать известным под именем "Маринина", поскольку потом люди согласны читать всё что угодно - как дрянь, так и Книгу.

Таким образом, получается, что твоё желание Большого Проекта весьма материально и ничем принципиально не отличается от желания молодого MBA организовать интернетовский start-up. Весьма похвально, но не более того. По твоим словам "Дима занимается весьма интересными вещами", т.е. продаёт свой талант в розницу. Ты хочет продать его оптом, и существенно дороже. Это не важно - вы хотите его продать.

Выход из этого только один - не пытаться продавать. Сначала нужно создать что-то великое, а потом подумать о том, как человечество познакомить с твоим открытием или произведением. Лучше кстати и не думать - пусть Софья Андреевна переписывается с издателями.

С другой стороны, не следует браться за Проект, который тебе не под силу. Ты считаешь Диму, Аню, себя, меня - талантливыми, уникальными людьми. Ну почему?!!! Почему ты так решил? Нью-Йоркская Greenwich Village набита под завязку такими же людьми. Наши немногочисленные контакты уже свели нас с бродвейским танцором, который днем зарабатывает на жизнь как машинистка, бывшей концертирующей пианисткой, нынче фотографом для каталога косметики, мечтающей заснять все типы еврейского народа, и кино-монтажистом. Рядом со мной работают два программиста. Один все вечера проводит за написанием киносценария, другой поёт в опере. Творческая исключительность превратилась даже в какую-то социальную униформу - когда знакомишься с кем-нибудь, он всегда говорит: "Вообще-то я пишу то-то, но зарплату я получаю там-то". Кухонные посиделки весьма похожи на наши, но во многом лучше - люди богемы всё больше говорят об искусстве и духовных терзаниях, когда московская интеллигенция говорит о политике и духовных терзаниях.

Наша проблема в основном описывается одной фразой Дона Руматы: "Целыми неделями тратишь душу на пошлую болтовню со всяким отребьем, в когда встречаешь настоящего человека, поговорить нет времени". Слишком много людей говорит нам, что мы исключительны, этакие первые парни на деревне. На самом деле, нас просто ещё не приняли в тот клуб, где мы были бы просто уместны. Нам никогда не стать Магистрами, хотелось бы просто подняться до Элиты. И тогда на твоё заявление "Я - писатель" ты будешь получать квалифицированный ответ: "А по-моему, ты говно!"

Единственный способ присоединиться к Элите, это помочь друг другу. Один нейрон - это простейший триггер "да/нет". Вместе - мозг. Всё дело в количестве контактов. Ты - полкило урана, и я - полкило урана. По отдельности мы можем только тихо тлеть. Вместе мы - ядрена сила.

Короче, давай перестанем плакаться друг другу и начнём писать. "Всё равно чего, лишь бы больше!" был лозунг Церковского когда он на пару с Коганом писал стихи перед Батумским КВНом. Всё равно чего, но давай писать. Давай писать…

Contact me!

Contact Information
Search

Home
Standard
Hobbies
Discussions
Mark
Mariku

Skin:

Last modified
August 1, 2006

Slide show for vakhutinsky - double click on image to start
Slide show for vakhutinsky