История арбузников.

Показывать текст: по движению мышки -> по щелчку -> показать всё ->

Arbuz
МГУ им. М.Ю.Ломоносова - известное, старое и, по-прежнему, очень престижное учебное заведение. Влияние МГУ на жизнь образованной российской элиты не может быть переоценено.
Большая часть факультетов МГУ, за исключением, разве что, мехмата, продолжало практическое образование студентов и в летнее время. Историки ездили на раскопки, астрономы - по разным обсерваторям, а геологи и георафы - по всему СССР. Биологический факультет не только посылал студентов в полевые экспедиции, но и основал несколько постоянных точек (станций), из коих станция на полярном круге стала легендой.
Беломорская биологическая станция - это детище одного единственного человека, пассионарного Н.М. Перцова. Обнаружив, что звание директора биостанции не соотносится с доступным ему бюджетом, он выстроил всю биостанцию руками добровольцев, удивительным образом перенаправив природный энтузизм молодых людей из оффициозно-коммунистической идеологиии, подчиняться которой было уже просто западло, в странный конгломерат северной-научной-морской романтики.
Хотя стойотряд ББС происходил обычно всего в три смены, вписанные в студенческие каникулы - июль, август, две недели в конце января - начале февраля, подготовка к нему и обсуждение накопившихся впечатлений могли занять более-менее всё свободное время у участников. Встречи были открыты не только для настоящих участников, которых можно было отличить по знаменитой голубой нашивке на куртке (командиры и комиссары имели нашивки рангом выше - чёрного цвета), но и для потенциальных кандитатов в ББС-строители - и, хотя брали почти всех, всех всё равно не брали. Тусовка ББС в Москве была сплоченной общиной энергичных романтиков, которые много искали, но редко находили новые разумные занятия.
Хрущёвская оттепель в соединении с холодной войной требовала всё больше и больше способных физиков и математиков, что привело к невиданному расцвету физико-математического образования в Москве, основанию Физтеха, физмат интерната в Москве, а также открытию, под патронажем МГУ, главной физ-мат школы Москвы.
Конец хрущёвской оттепели с большой задержкой докатился и до второй школы, ключевые фигуры были изгнаны и ситуация в идеологически неблагонадёжной атмосфере была взята под контроль партийными органами. Учебный процесс нарушен не был, но демократические традиции были уничтожены, что привело к отттоку в школы следующего уровня, где жизнь была поспокойней. Н.Н. Константинов основал систему, при которой администрация некоторых московских школ, имевшая возможность набрать дополнительный класс - восьмой или девятый, вступала в негласный сговор со своими собственными выпускниками и рекомендованными аспирантами/научными сотрудниками на предмет набора школьников в элитарные классы с углубленным изучением физики и математики. Самыми известными номерами школ, после №2, были 57, 91, 179 и 444.
Элитарное обучение школьников математике и романтически-селективная тусовка ББС в Москве были идейно близки друг другу, как по МГУшному происхождению, так и по национальному составу. Регулярные встречи энтузиастов ББС в подмосковном лесу именовались слётами, хотя вместо обычной КСПшной структуры из стабильных групп, слёт ББС был по сути своей встречей выпускников матшкол разных лет и формировался по классам. Собственно, настоящие ББСники почти растворялись среди довольно большой тусовки - слёты ББС привлекали в лучшие годы до 200 участников, и даже командирами кустов, официально зарегистрированными в КСП, могли выбираться люди, толком к ББС отношения не имеющие.
Комсомол (Коммунистический союз молодёжи) был основан в 1918 году большевискими властями как способ привлечь на свою сторону рабоче-крестьянскую моложёжь. Комсомол был организован во многом как действующая модель компартии, с развлетвленной иерархией от руководителя первичной ячейки через секретаря райкома до Первого Секретаря ВЛКСМ. В отличие от КПСС, членство в которой было серёзной карьерной привилегией, ряды ВЛКСМ были открыты для всех желающих - достаточно было получить рекомендации от двух комсомольцев со стажем или от одного члена КПСС. Исключение из комсомола было серьёзным наказанием; как правило, при этом молодой человек выбрасывался из стандарной социальной структуры - студенты, к примеру, исключались из вуза.
Будучи огромной (около 40 миллионов членов в лучшие годы) бюрократической организацией, полностью управляемой компартией, комсомол быстро растерял какую-либо привлекательность для своих членов. Практически единственым спосособом дать выход своей энергии и проявить организационные таланты в раннем возрасте были стройотряды, символом которых стал персонаж Павел Корчагин из романа Николая Островского "Как закалялась сталь".
Одной из основных декларированных целей комсомола была подготовка квалифицированных и мотивированных солдат, что во многом было консолидировано в ДОСААФ (Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту). В частности, ДОСААФ владел сетью тиров, учил радио делу, обучал водителей автомобилей, готовил парашютистов и даже лётчиков.
Спортивное ориентирование - умение читать карту, сопоставлять её с местностью и быстро и незаметно передвигаться является одним из полезнейшим навыков разведчика-диверсанта. В СССР все карты масштаба меньше 4-х километров на см были засекречены, что означало, что все упражнения в спортивном ориентировании были полностью под контролем военных властей.
Спортивное ориентирование - это, разумеется, индивидуальный спорт. Разообразные соображения безопастности не позволяют активно практиковать спортивное ориентирование среди неопытных школьников. Поэтому было придумано групповое ориентирование, когда дети бегают по лесу не по одному, а в мелких стайках. Функция ориентирования при этом, в основном, узурпируется самыми опытными и старшими участниками, однако и рядовые члены всегда получали изрядное удовольствие от нового яркого развлечения. Практически всегда соревнования по групповому ориентированию проводились только как часть туристского слёта.
Ночное ориентирование - это экстремальная разновидность группового ориентирования, в конце семидесятых оно называлось "Партизанский рейд". Вместе с рюкзаками ощутимого веса школьники обучались и другим премудростям диверсионного дела, ощущая своё подавляющее превосходство над пионерами из "Зарницы".
Начало геологических экспедиций теряется в глубине веков. Геологические экспедиции XIX - начала XX веков во многом напоминали современные тур. походы, но были абсолютно прагматичны по своему назначению - поиск залежей полезных ископаемых.
Краеведческая работа - это сбор информации о родном крае, как правило, в процесе ненапряжённых однодневных прогулок по окрестностям. Краеведческая работа редко бывает продуктивной и, в основном, служит развитию чувства малой родины в подрастающем поколении.
Спортивный туризм - это колоссальное культурное явление в послевоенном СССР, по важности сравнимое с бейсболом в Америке. Взяв техническую сторону процесса от геологов, а романтику и патриотизм - от краеведов, группы туристов осваивали самые дальние и недоступные углы советской страны. Туризм был признан полноценным типом спорта с присвоением спортивных разрядов, квалификационными комисииями, стандартами отчётности и другими атрибутами одобряемой общественной деятельности, однако, он всегда оставался демократичным и неподконтрольным, одной из немногих отдушин для молодых, образованных и предприимчивых.
В тур.походы можно было ходить только во время отпуска или каникул, поэтому люди, увлеченные спортивным туризмом, использовали всякую возможность. Тренировочные выходы перед большим походом были обязательным элементом, и, чем сложнее планировался поход, тем больше совместных тренировочных выходов на субботу - воскресенье требовалось.
Туристские группы существовали в постоянном взаимообмене друг с другом - информацией, снаряжением и, разумеется, участниками. Туристкие слёты были тренировочными выходами, в котором участвовало несколько групп.
Туристы, как любые другие энтузиасты, всегда хотели воспитать в своих детях аналогичную любовь к туризму. Как правило, воспитание ограничивалось участием детей в тренировочных выходах взрослых на правах наблюдателей. Туристкие кружки в районых дворцах пионеров встречались нечасто, а тур. кружки в школах были большой редкостью, и мало отличались от краеведческих кружков.
Московская городская детская экскурсионно-туристическая станция была одним из немногих мест в Москве, где к воспитанию подрастающего поколения туристов относились всерьёз. В помещении МосГорДЭТС работала Маршрутно- квалификационная комиссия для московских школьников, проводились встречи с легендарными фигурами советского туризма, силами сотрудников и их друзей/ знакомых готовились и проводились общемосковские тур. слёты школьников.
Немногочисленные постоянные сотрудники МосГорДЭТС, в дополнение к разнообразной орг. работе, занимались педагогической деятельностью. Галина Григорьевна Ширман воспитала и выпустила две группы, которые в семидесятых назывались Кружком юных туристов, а позже были переименнованы в Клуб юных туристов. Многие выпусники КЮТ достигли ощутимых успехов в большом туризме, некоторые продолжили дело воспитания туристов школьного возраста, а младшая группа даже ухитрилась остаться друзьями на десятилетия.
Воспитаники КЮТа проводили на тренировочных выходах добрую половину выходных, и много ориентировались в подмосковных лесах, как осенью, так и весной. Знак контрольного пункта ("призма") должен был висеть достаточно высоко и надёжно, и, в тоже самое время, быть несколько прикрытым от сквозного просмотра в голом лесу, поэтому они нередко оказывались на вечно зелёных ёлках или около них. Организаторами ориентирования были зачастую любящие родители, которые, в дополнение к формальной призме, вешали на ёлку сладости и другие вкусные вещи в знак любви и поддержки.
В России XIX века гитара была цыганским инстументом, а потом была признана в качестве приемлемого аккомпанемента для романсов. Городской романс - это популяризованная версия классического романса, при котором главное - это душевность исполнения, а к качеству текста, музыки и самого исполнения применяются облегчённые критерии. Романс называется городским, поскольку он жил в городских квартирах, а не в дворцах или театрах.
Блатные песни были ввведены в обиход попрошайками и беспризорниками во время и сразу после Гражданской войны. Для исполнителей гитара зачастую была чрезмерной роскошью, так что блатные песни слушались хорошо и выразительно даже под акомпанимент простого притоптывания, позвякивания или акапелла.
Первые барды - Окуджава, Дулов, Туриянский и многие другие - взяли форму дореволюционного городского романса и дополнили его многими находками, взятыми из хорошо развившегося блатного жанра. Барды были уже задолго до того известны в Западной Европе, но только в СССР этот жанр стал по-настоящему народным и популярным, несмотря на занудное оффициозное выражение "автор и исполнитель собственных песен".
Клуб студенческой песни - КСП - был впервые основан в стенах МИФИ как естественный протест против академичности знаменитого мужского хора и очень быстро охватил все значимые вузы Москвы. Исполнялись, в основном, песни бардов-мэтров, но и оригинальные барды местного масштаба тоже получали значительную долю почитательниц.
Каждый любитель самодеятельной песни знает, что помимо слов, музыки и исполнения, большое значение имеет окружение - и любая песня выигрывает многократно, если исполняется у костра под гитару в кругу теплых и подогреттых единомышленников. Про слёты КСП написаны горы воспоминаний и исследований. КСП выполнял также фунциии общественного клапана - хорошо было известно, что там разрешалось говорить всё, что угодно, и за это ничего не было. По форме организации слёты КСП были идентичны тур.слётам, но на территории самого слёта спортивная компонента была ограничена лесорубными подвигами - кто принесёт самое большое бревно для главного костра.
Первый слёт КСП состоял всего из четырёх групп, неосмотрительно устроенный недалеко от Москвы двадцатый слёт собрал уже 20 тысяч участников и зрителей. Логистика и организация стали слишком сложны, а уровень личного общения стремительно понизился, поскольку основные события происходили на сцене, а не у задушевного костра. Кусты возникли как естественный процесс кучкования групп по происхождению и интересам, как, например, куст МИФИ или куст Рекс. Кусты проводили свои собственные слёты, доступ на которые для постороних иногда был даже легче, чем на официальный общемосковский слёт всего КСП.
Капустник - это творческая вечеринка молодёжи. В отличии от обыкновенной пьянки, гвоздём капустника явлется творческое действо - доморощенный спектакль с большим количеством импровизаций или свежая групповая игра. Капустник проводится в городских условиях.
Спортивный туризм подрузамевает далёкие, сложные экспедиции, когда всё необходимое снаряжение и провиант переносятся за спиной. Поскольку без жестоких ограничений на размер пайка невозможно поднять рюкзак, в настоящих походах всегда голодно. Разговоры про еду и о том, что участники съедят вернувшись домой в цивилизацию, занимают большую часть личного времени. Целый гусь - это такой размер одной еды, который может утолить первый голод изхудавшей группы. Совместное "поедедание гуся" и подробное меню всречи после похода планируется всю последнюю треть маршрута. От капустника, в гусятнике имеется прежде всего совместный просмотр фотографий и слайдов, а также охотничьи рассказы о впечатлениях для приглашенных не-участников(-ц).
Два дня года выделены в культурах всех стран по астрономическому признаку - это дни летнего и зимнего солнцестояний. Христианство заместило древние языческие праздники своими, в частности, на день зимнего солнестояния было назначено рождество Христово, хотя, по историческим источникам, Христос родился в тёплое время года.
На рождение Христос получил подарки от трёх волхвов, с тех пор на рождество (и на день рождения) дети получают подарки. Когда Христос торжественно въезжал в Иерусалим на осле, жители в знак приветствия размахивали пальмовыми ветвями, с тех пор пальмовые ветви стали одним из многочисленных христианских символов, наряду с жертвенной чашей и стилизованным изображением рыбы. Поскольку в северных краях пальмы не растут, они были замещены близким эрзацем - ёлками с их вечно зелёнными и плоскими ветвями. Наконец, вход в Иерусалим празднуется не очень широко, поэтому ёлки-пальмы переехали на Рождество.
Украшение ёлки стеклянными блестящими шарами, гирляндами, огоньками и прочее является сравнительно новым обычаем. Раньше на ёлку вешали, прятали в ветвях или просто под деревом не многоразовые украшения, а именно подарки детям. После праздника ёлка оказывалась полностью оборванной.
Родители часто поощряют детей, выдавая им, кроме основных обязательных имееных подарков, ещё и "премиальные" подарочки - конфеты и редкие зимой фрукты - спрятанные в ветвях ёлки. Самые активные и наблюдательные находят больше, чем ленивые.
Роман Яковлевич (RЯ®) Гузман - это уникальный по разнообразию своих талантов человек. В молодости от был инженером на космическом заводе, делал приборы для лунохода. Затем продвинулся по партийной линии и стал освобожденным комсомольским секретарём завода на правах райкома. Затем закончил пединститут и ушёл учителем физики в школу. Занимаясь помимо физики со своими учениками массой всего дополнительно, защитил кандидатскую диссертацию по педагогике. Во времена перестройки Гузман стал главным кинопедагогом на советском телевизоре, а после распада СССР - агитатором Ликуда в Москве. Последнее, что я о нём слышал, это что он успешно торгует цветными мониторами для слепых.
Московская школа №91 имеет статус экспериментальной и не подотчётна ни Роно, ни Гороно, а является одним из подразделений в Академии педагогических наук - месте, куда в прежние времена партийно-хозяйственный актив сбагривал своих ленивых жён для занятия "наукой". В 70-е и в начале 80-х школой руководила жена зам.министра образования, а для безусловного блата на устройство ребёнка требовался звонок из ЦК. Элитарность школы приводила к не по-советски либеральной атмосфере, учителям-энтузиастам и реверсивному национальному составу, где русские могли почуствовать себя нац. меньшинством. Школа абсолютно естественным образом влилась в систему матшкол, но, в отличие от других матшкол, увлекательная жизнь была обеспечена с первого по десятый класс.
Ученики 91-ой школы регулярно выходили в лес на выходные - на день или с ночёвкой под сопровождением учителя. Выпускники также продолжали держаться вместе, естественным образом переливаясь в одну из ББС-ных групп. Не редкостью были и смешанные компашки - несколько студентов-выпускников плюс несколько школьников бродили по подмосковным лесам, наслаждаясь общим либерализмом администации школы. Единственно, чего опасалась администрация, это серьёзных последствий от алкогольных отравлений.
Кино-факультатив в 91-ой школе (в народе - Кинофак) было уникальным явлением московской жизни, целиком и полностью державшееся на RЯ® Гузмане. Каждый четверг во время учебного года нам рассказывали о премудростях киношного дела, а, кроме того, раз в две недели нам показывали самое лучшее кино, которое можно было отыскать в запасниках ГосФильмоФонда. Таким образом, мы познакомились с рядом выдающихся фильмов, которые были недоступны в советском кинопрокате - не забывайте о том, что обычного видео в те времена не было даже у богатых родителей. Клубные просмотры в ДК "Красные Текстильщики" собирали уже не десятки, а сотни молодых киноманов вместе с их интелегентными родителями и друзьями.
Туристкий поход школьников на весенние каникулы в Крым не является отрытием 91-ой школы, многие учителя-энтузиасты делали это давно и делают это до сих пор. Первый туристкий поход 91-ой школы под руководством RЯ® Гузмана состоялся весной 1978 года и был не очень удачен, поскольку Гузман был незнаком с туристским делом, не ходил сам в нормальные, обычные походы, и проч. Весной 81-го года первокурсник Артём Сокирко по наводке своих родителей в группе из 3-х школьников и 4-х студентов разведал маршрут по Крымским пещеным городам - от Бахчисарая через Мангуп и Большой Каньон на Караби-Яйлу. Годом позже, большая, где-то в 25 человек, группа под руководством RЯ® Гузмана и с проводником Артёмом двигалась по тому же маршруту. На следуюший год, получилось уже две самостоятельных группы, а в 85-ом их было, кажется, уже четыре. В последующие годы такой массовости уже не было, но крымский поход всегда оставался важным элементом общения учеников, студентов и учителей.
Немногие школы были готовы развлекать детей круглый год, включая все каникулы. В 91-ой школе времен RЯ® Гузмана, весной ходили в Крым, летом отдыхали в Литве, осенью маткласс выезжал на конференцию юных математиков в Батуми, а зимой мы катались на горных лыжах в Карпатах. Как всё остальное, Гузман делал это с размахом, поэтому мы жили в самом верхнем домике, где-то на полпути креселки. Базовые уроки давались как самим Гузманом, так и более опытными выпускниками прошлых лет.
Плателяйский стройотряд был одним из важных педагогических элементов в работе RЯ® Гузмана Первые несколько недель школьники под присмотром выпускников работали в Плателяйском колхозе на разнообразных реальных работах - от строительства до работы на поле. По вечарам можно было кататься на колхозных яхтах по большому Плателяйскому озеру - колхоз был такой, чистый и с яхтами. По выходным ездили на экскурсии по Литве, а последняя неделя была посвящена походу на шлюпках по озеру - в основном, пляжная жизнь, но с переездами с места на место каждую пару дней - это называлось Плателяйский поход. Стройотряд и поход были неразрывны: деньги полученные за работу должны были покрыть расходы на поход, еду и билеты, так что родителям этот "пионерлагерь" ничего не стоил.
После Плателяйского похода, как после любого другого похода, полагалось устраивать гусятник. Поскольку никакого голода после похода не было, гусятником назначался первый большой осенний выход учеников 91-ой в лес. В это время арбузы были в избытке, в отличие от всегда дефицитного гуся, поэтому на гусятник приносили арбузы и ими объедались, отсюда и пошло это название - "арбузник".
Я могу ошибаться, и пусть старшие товарищи меня поправят, но первый арбузник произошёл то ли в 1977-ом, то ли в 1975-ом году. К 79-ому году традиция пришла в запустение, на арбузнике школьников почти не было, а пришедшие на обусловленное место выпускники оставили свои арбузы в палатках и быстренько перепились; немногочисленные любители КСПшных песен с трудом поддерживали один тлеющий костёр до полуночи.
Арбузник 1980-го года кардинально отличался от предыдущего.
Во-первых, информация о месте и времени прицельно распространялась среди выпускников - у меня до сих пор сохранились составленные мной "обзвонные списки". (Кстати говоря, именно от этого списка пошла традиция именовать классы не по году выпуска, а по номеру: 11в, 12а, 15б. До этого табличка "11б" использовалась только с утра 1-го сентября, когда однокласники собирались для последнего класного часа перед тем как разойтись по своим жизненным путям.)
Во-вторых, RЯ® Гузман всерьёз подготовил старшекласников, их родителей и учителей к этому мероприятию. Пришли почти все, кто мог прийти, за исключением воспитанников Б.М. Давидовича.
В-третьих, для того чтобы не было повода рано расходиться в воскресенье с утра, я запланировал элемент тур. слёта, т.е. ориентирование. Карты я позаимствовал в КЮТе, а также арбузник был перенесён в место, хорошо знакомое мне по КЮТовским временам.
Идея не только повесить знак КП (Контрольного пункта), но и дополнительно положить туда арбузы, пришла RЯ® в голову, когда он увидел с утра гору несъеденных арузов, и предложил добавить к новому интересному делу (ориентированию) рутиное поедание арбузов, так сказать, "продажа в нагрузку".

На следующем арбузнике 1981-го года был придуман термин "арбузение" и введены немногочисленные изменения в правила. Самым главным из них являлось то, что группа должна быть достаточно большой - маленькие группы слишком быстро двигаются и наедаются малым количеством арбузов, а также то, что нельзя есть на ходу - в 80-ом году некоторые группы не могли съесть найденный арбуз вплоть до следующего КП, так что получалось "что не съем, то понадкусываю". С тех пор эта золотая идея эксплуатируется уже десятилетиями, практически без изменений.

Артём Сокирко.